Новости

С 23 по 29 октября 2017 года в французском городе Оне-ле-Шато прошел 67-ой международный конкурс «Трофей мира».

С 5 по 10 сентября 2017 года в итальянском городе Осимо прошел 70-й международный конкурс «Кубок мира».

29.05.2015

В формате общения - концерт участников Народной филармонии в Саратове

29.05.2015

16-17 мая 2015 года в рамках III Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого состоялся цикл концертов с участием представителей Народной филармонии.

Цикл концертов стал продолжением VI фестиваля народно-инструментального искусства «На родине И.Я. Паницкого», взявшего разбег ещё в январе. Концерты прошли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов (МАБА).

В них приняли участие молодые исполнители на баяне, аккордеоне и домре, чьё мастерство и профессионализм были отмечены высшими наградами самых престижных музыкальных конкурсов.

Такие концерты – бесспорное украшение конкурсных мероприятий, образующие отдельную сверхпрограмму напряжённого состязательного марафона, позволяющие отвлечься от борьбы и получить хороший «допинг» эмоций, способный вдохновить на новые взлёты о победы.  На церемонии открытия конкурса ректор Саратовской консерватории, народный артист России Лев Исаевич Шугом сказал: «Главная составляющая конкурса – это общение музыкантов». Действительно, в течение двух прекрасных вечеров, 16 и 17 мая, в Большом зале консерватории у конкурсантов и гостей конкурса была возможность погрузиться в атмосферу живого общения с замечательными музыкантами на самом универсальном языке музыкального искусства.

Первый фестивальный концерт на правах принимающей стороны конкурса открыл саратовский баянист Вячеслав Бондаренко – обладатель  Гран-при II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого (Саратов), лауреат многих музыкальных конкурсов, в числе которых XXV Международный конкурс «Citta di Castelfidardo» (Италия), VII Международный конкурс «Accoholiday» (Украина). В. Бондаренко можно назвать прямым творческим наследником И.Я. Паницкого: его учитель,  Н.В. Грибков, был учеником легендарного мастера. В выступлении В. Бондаренко был представлен исчерпывающий «каталог» художественных амплуа инструмента: в рубрике обработок народных песен и в память об учителях прозвучали уральская плясовая «Полянка» Паницкого и «В землянке» Грибкова, современный академический баян был представлен «Осенними пейзажами» А. Кусякова, классический репертуар – Финалом Концерта для скрипки с оркестром Мендельсона в переложении самого исполнителя, и, наконец, в лёгком эстрадном жанре слушателям был предложен «Вальс» А. Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» в обработке В. Тихончука и Романтическая баллада «И как лебеди…» П. Макконена.

В целом, в выступлении В. Бондаренко необыкновенно ярко раскрылось такое качество баяна, как оркестральность, виртуозное владение богатой тембровой палитрой инструмента и стилистически точное слышание «оркестра» исполнителем – то как однородной, по-бетховенски монолитной массы голосов, противостоящей «солисту» в переложении Концерта Мендельсона, то, наоборот, как тонко дифференцированной звуковой палитры в импрессионистически красочных «осенних» зарисовках Кусякова, то как романтически щедрых переливов тембрового многоцветия в Испанской фантазии «Гранада» А. Наюнкина.

Во втором отделении первого концертного вечера выступила Екатерина Мочалова (домра) – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова, обладатель звания лауреата Всероссийских и международных конкурсов, лауреат I степени в номинации «домра» I Всероссийского Музыкального конкурса, победитель международного конкурса «9th Osaka International mandolin competition» (Япония). Чуткий и слаженный дуэт домры и фортепиано (Ольга Сильвестрова) стал примером музыкального общения исполнителей на сцене. В программе Е. Мочаловой был сделан акцент на репертуаре с ярко выраженным национальным колоритом, разнообразие которого сделало выступление этой солистки особенно многоцветным и радующим слух: «Кельтская сюита» О. Игумновой, «Интродукция и тарантелла» П. Сарасате, «Фантазия на темы оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок"» Е. Цимбалиста. Особый отклик слушателей вызвал «Славянский концерт: 1. Дума об Украине 2. Белорусский романс 3. Мелодии России» А. Цыганкова, впервые исполненный этой же солисткой в 2013 году. Музыка этого Концерта, пленяющая богатством народных мелодий, не столько контрастирующих между собой, сколько дополняющих друг друга, оказалась  особенно актуальной в свете современных международных отношений, как напоминание о том, сколь многое объединяет три соседних славянских народа, – эту мысль с особой отчётливостью подчеркнула синтезирующая кода Концерта.

Второй концертный вечер открыл Виталий Кондратенко (баян) – самый молодой участник фестивальных концертов, студент Российской академии музыки им. Гнесиных (класс В.А. Семенова), лауреат Всероссийского конкурса «Югория» (Сургут) и международных конкурсов «Трофей мира» (Литва) и «Кубок мира» (Австрия). Его выступление было сконцентрировано на современном академическом репертуаре, в котором заметно проступила полифоническая тенденция, отражающая высокий интеллектуализм современного академического баяна. Начав с Прелюдии и фуги Д. Шостаковича (переложение для баяна), В. Кондратенко сделал ударной точкой своего выступления исполнение музыки своего учителя – современного классика баянного репертуара, народного артиста РФ, профессор РАМ им. Гнесиных В. Семёнова, – Третьей сонаты для баяна «Воспоминание о будущем», премьера которой состоялась сравнительно недавно, в 2013 году. Предшествовавшая ей пьеса Ж.Ф. Рамо «Дикари», сообщившая баяну клавесинную хрупкость, оттенила глубину и серьёзность современных баянных медитаций, а завершивший выступление виртуозный Вальс-каприс В. Семёнова подготовил второе отделение, одновременно ставшее финалом фестивальных концертов, подобно финалам классических симфоний подчеркнувшим праздничную сторону фестиваля.

Аккордеонист Сергей Луран – единственный российский исполнитель, который в один год стал обладателем 1 премии в эстрадной категории двух параллельных «чемпионатов мира» – «Кубок Мира» (Австрия) и «Трофей Мира» (Литва). Его исполнение, завершившее второй концерт Фестиваля, было ориентировано именно в этом, эстрадно-джазовом направлении, которое и привнесло в концерт праздничную струю раскрепощающих ритмов и легко поющихся мелодий. В виртуозном исполнении С. Лурана прозвучали «Французское прикосновение» Р. Гальяно,  «Испания» Чик Кориа,  «Флинстоуны» Куртейна, «Пурпур» П. де Роуза и др., а «Громкий смех» Р. Гальяно исполнитель посвятил всем  участникам конкурса.

В выступлении четырёх блестящих музыкантов, каждый из которых обладает своим неповторимым исполнительским стилем, в рамках конкурса совершенно естественно было востребовано такое качество, как виртуозность, что в сочетании с яркой музыкальностью и эмоциональной наполненностью игры стало предпосылкой восприятия фестивальных концертов как отдельного состязания. Но по-настоящему выступления четырёх солистов-виртуозов сложились в симфонию высочайшего профессионализма и мастерства, покоряющего артистизма, восхищающего удивительной способностью слияния исполнителя со своим инструментом, когда  кажется, будто звучит сама душа музыканта.

Но без состязания всё же не обошлось. Ярким неожиданным сюрпризом оказался выход на сцену в конце первого концертного вечера  члена жюри, заведующего кафедрой струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных А. Горбачёва (балалайка), исполнившего «на спор» вместе с Е. Мочаловой «Венецианский карнавал» Н. Паганини, заодно восполнив отсутствующую в фестивальных концертах балалайку. Этот спонтанный дуэт, состязательность которого была обусловлена самой исполняемой пьесой, с её эхообразной фразировкой, закончился блестяще сымпровизированной каденцией под девизом «а ну-ка, повтори», не исключая и концертмейстера. В ходе этого, полного юмора, соревнования можно было услышать и «чижика-пыжика», и даже мелодии рингтонов для мобильных телефонов, что прекрасно проиллюстрировало ту непосредственную, открытую и дружескую атмосферу общения музыкантов,  приобщиться к которой довелось и нам – слушателям и зрителям. А. Горбачёв заметил со сцены: «Кто не был на концерте, тот многое потерял». И действительно, все, кому посчастливилось побывать на этом празднике музыки, безусловно, приобрели многое.

Е. Ясакова, студентка IV курса кафедры истории музыки
Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных